На сколько серьезно мы подходим к этому вопросу при благоустройстве своего дома? Учитываем ли многие тонкости и нюансы или же ограничиваемся только выбором внешнего вида и мощностью прибора?
В любом случае эта статья станет полезной для Вас.

Правильное использование света в дизайне интерьера – очень важный момент. Благодаря ему мы не только освещаем помещение, но и добавляем объем и простор или наоборот создаем уютные, теплые островки в доме.Благодаря грамотному свету можно скорректировать не совсем удачную планировку или придать общей цветовой гамме интерьера другой более выигрышный оттенок.То есть понятие ‘Свет в интерьере’ это намного больше , чем просто люстра на потолке.

ТЕОРИЯ
Давайте немного заглянем в теорию и разберемся, что же это такое.
Вообще у этого направления есть грамотное название Светодизайн’ и существуют дизайнеры и целые дизайн-студии, которые специализируются именно на грамотном интерьерном освещении.

e65cf7526ebd7a33c74109792d9ab82c   Светодизайн базируется на трёх основных аспектах освещения:
Эстетическое восприятие — важное значение при проектировании и реализации освещения мест с длительным пребыванием людей: зон отдыха( гостиная, зона в детской, спальне и др.), зона работы( кухня, мастерская, кабинет, детская и др.).Создается с целью приятного и психологически комфортного нахождения людей в тех или иных помещениях.
Эргономический аспект — функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие.
Энергоэффективность — необходимо понимать, нет ли переосвещенных поверхностей, без весомой на то причины; нет ли освещения пустых мест, без определенной смысловой нагрузки; не превышают ли значения освещенности необходимые по нормативным документам или для выполнения эстетических и функциональных задач.

Теперь, когда более менее стали ясны основные стороны светодизайна, разберемся в видах освещения и каким оно бывает.
У света имеется множество характеристик световой поток, яркость, сила света. И с ними «играют» различные конструкции осветительных приборов.
Искусственный свет имеет и цвет. Всевозможные оттенки зависят от характера источника света Так, например, в лампах накаливания преобладают желтые и отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи. Поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении.
С точки зрения цвета свет делится на «теплый» и «холодный». Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным, то есть мягким В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.
В современных помещениях используют три вида ламп; накаливания, галогенные и дневного света. Как ни крути, они лишь подобие Солнца, и внутри его спектра каждое «семейство» живет на определенной территории, излучая свет в собственном диапазоне.
В интерьерах применяют в основном лампы накаливания и галогенные светильники. Главным достоинством галогенных источников света является высокая мощность при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Лампы накаливания, напротив, дешевле, но потребляют больше электроэнергии.
Существует две традиционные системы освещения, которые мы устанавливаем в квартирах и которые может спроектировать дизайнер: локальная и парадная. Раньше для первой однозначно служили бра, настольные лампы и торшеры, а для второй — люстры. Но тенденции развития индустрии света таковы, что сейчас с этими двумя функциями справляется любой осветительный прибор — за счет реостатного выключателя. Он позволяет регулировать уровень освещенности помещения, и мощности одного торшера вполне хватает на комнату. С другой стороны, все 12 лампочек хрустальной люстры могут слабо теплиться, наполняя полумрак спальни таинственным мерцанием…
В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве:

  • Во-первых, это точечный свет. Световой поток исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо в среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т.д.). Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.
  • Во-вторых, это рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников.
  • В-третьих, это отраженный свет. Если оглядываться на природу, то он самый безвредный. Всем известно, что лучше читать лежа в гамаке в саду, чем на раскаленном пляже. В лесу солнечные лучи, «спрыгивая» с листка на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаз. И наоборот, на открытом пространстве от ярко освещенной страницы просто темнеет в глазах. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве.

Освещение в интерьере сильно изменяет цвет. Поэтому перед покупкой любого «цветного» элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели и пр) грамотный дизайнер «испытывает» его образец не только при естественном свете в магазине, но и при освещении, которое будет установлено в квартире. Иначе может легко случиться так, что, скажем, красивый голубой ковер вместе с тщательно подобранным к нему ансамблем голубоватой мебели и аксессуаров в комнате с «теплым» освещением превратятся в невыразительное скопище мышиносерых предметов.
Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как «теплый» и «холодный» искусственный свет влияет на мутации цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при «теплом» освещении и очень слабым и сероватым при «холодном». Общеизвестно, что окраска стен, пола и потолка способна менять наше восприятие размеров помещения.
Темные краски делают комнаты меньше, потолки — ниже. Светлые цвета дают оптическое расширение комната кажется просторнее, потолки «поднимаются».
Холод голубых тонов создает впечатление простора. Стены и потолки оптически отодвигаются.
Теплые цвета с отчетливым присутствием красного имеют противоположный эффект. Они как бы придвигаются к зрителю.
Теплые желтоватые тона менее агрессивны, чем оттенки красного. Темные оттенки сужают комнату светлые — расширяют.Влияние света на форму и объемы пространства.основные приемы.
Для зрительного «приподнятия» или «наклона» потолка необходимо использовать холодные светлые тона и тонкие блестящие текстуры. На них, как тонкий слой грима, «накладывается» свет — и иллюзия готова! Причем в зависимоти от формы светового пятна, потолок «съедет» в ту или иную сторону. Равномерная подсветка потолка напольными светильниками или со стороны карнизов фальшпотолка гарантирует плавность его зрительного «парения». Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и пр. дефектами — свет их моментально подчеркнет.
Если перед Вами стоит задача визуально «повысить» комнату, следует избегать тяжелых и громоздких потолочных осветительных приборов типа развесистых люстр — ведь современный световой дизайн располагает множеством приемлемых альтернатив, не перегружающих пространство.
Целям визуального облегчения и расширения жилища может служить монотонная подсветка плоскостей стен. Тут важно соответствие отражающих свойств поверхности и ее цвета характеристикам света, который тонкой пленкой, подобно воде, покрывает стену.
Если комната слишком длинная, то гармонизировать ее размеры помогает световое акцентирование удаленной стены. При этом другие стены должны быть освещены равномерно.
Однако помимо участия света в архитектурных по своей сути трансформациях пространства, он может стать и «волшебным фонарем», без которого немыслим «театр теней». Это касается и дневного света, и искусственного. Экран здесь — стена. Действующие лица чаще всего — растения, статуэтки, фигурные вырезы в глиняных светильниках. Свет как правило, точечный и направленный. Он как бы исходит из центра в сторону «экрана». Эстетический эффект, которого добиваются таким способом, потрясающий. Стена населяется тенями, и у комнаты появляются новые смыслы. Например, подступающий к огню темный лес…
Кроме оформления границ помещения существует определенная режиссура световых масс внутри комнаты. Мы не будем касаться ни технических вопросов «созерцательной» подсветки картин, ни функциональных аспектов организации полезного для глаз освещения рабочего места. Заметим только, что, при несомненном учете этих факторов, можно выстроить некую световую драматургию между элементами интерьера, создавая каждый раз их новую пространственную конфигурацию. Можно также задавать световыми акцентами направление движения взгляда и т.д. Поэтому не стоит планировать равномерное освещение всей комнаты. В этом случае помещение теряет свои контуры, кажется скучным и быстро утомляет, поскольку в нем недостает напряжения и контраста. Правильней всего устраивать ocтровки света за счет разных его источников. Соседство света и темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение и сообщает помещению световой ритм.

ПРАКТИКА
При покупке квартиры, мы практически сразу производим планировку помещения. То есть, предусматриваем в ней места для отдыха, для детей, работы, принятия пищи… При этом надо сразу разработать систему освещения для каждой их зон. Сегодня уже доказана целесообразность зонального освещения. Дизайнерами созданы необходимые рекомендации по освещению каждой из зон.
Освещение рабочей зоны, какой является поверхность письменного стола, должна осуществляться направленным светом. Луч света должен падать на поверхность спереди и слева. Он не должен быть слишком ярким или наоборот слабым, для того чтобы глаза не утомлялись. Основание лампы должно занимать небольшую площадь. Поэтому удобнее всего использовать настенное бра или светильник, у которого шарнирное крепление. При работе за компьютером используется только направленное освещение. Это удобно потому, что можно направлять луч на клавиатуру, а не на экран монитора. Если при этом приходится что-то писать на бумаге, световой луч лучше всего распределить так, что бы он попадал на нее, и при этом не было отблеска в лицо. Но чаще всего такое освещение быстро утомляет глаза, так как разница освещенной зоны и окружающей будет значительна. В этом случае просто необходимо общее освещение, которое будет дополнять местное. Свет следует направить на потолок. Такое освещение поможет уменьшить тень и блики, а весь интерьер помещения получит дополнительный свет.
Для создания освещения в зоне для отдыха лучше всего подойдут разного вида настенные бра, потолочные светильники, торшеры. Если в этой комнате предусмотрено освещение центральным потолочным светильником, то необходимо большую часть света направить вверх, так как это позволит равномерно осветить весь интерьер комнаты.
how-to-make-your-kitchen-look-like-a-million-bucks-on-a-dime-1951047-1477343414-640x0cК освещению кухни тоже следует подойти достаточно внимательно. Чаще всего на кухне предусмотрено только центральное освещение. Но в этом помещении оно очень неудобно, так как образуется тень, которая сможет падать на рабочую поверхность и глаза при этом будут достаточно сильно утомляться. Для кухни идеальным вариантом освещения будет использование нескольких светильников. Разместить их можно вдоль рабочего стола и под настенными шкафчиками. Над обеденным столом, если он стоит в центре помещения, можно разместить подвесной светильник на поднимающемся шнуре. Если стол располагается возле стены, то можно использовать настенное бра. На кухне освещение не должно искажать цвет продуктов, поэтому лампы дневного цвета в этом помещении не желательно использовать.
b7fdf144769ceed403e60df1af131b83   Особое внимание следует уделить освещению в ванной комнате. Стандартная ванна в квартире имеет небольшие размеры. В таком помещении достаточно пары настенных лам возле зеркала. Такое же освещение можно организовать и в небольшой прихожей, если там тоже есть зеркало.
В спальне необходимо общее освещение. Обычно для этого используют светильники с рассеянным светом. А вот возле кроватей надо предусмотреть местное освещение. Такое освещение можно организовать с помощью ламп стоящих на прикроватных тумбочках или лам, которые прилепляются на стене. У таких ламп должны быть абажуры, создающие направленный световой поток.
e1322b3d7355a44dba97567e31b5d0c4Для детской комнаты необходимо создать направление искусственного освещения вечером так, чтобы оно совпадало с направлением дневного света. Главный источник света следует расположить в рабочем месте. Не стоит забывать, что ребенок нуждается в ином освещении, чем взрослый человек. Зрение ребенка требует большей заботы, чем зрение взрослого. Помимо этого надо помнить о безопасности в детской комнате. Поэтому устанавливать в комнате ребенка стоящие лампы достаточно опасно, так как дети, играя и бегая, могут их уронить и пострадать от ламп.
Наличие лестницы предусматривает для нее отдельное освещение. Освещение должно быть достаточно мощным, для того чтобы была видна каждая ступенька. Идеальный вариант – это настенные светильники.

Приступая к обустройству своей квартиры, необходимо учесть как можно больше моментов, все «за» и «против». И как можно гармоничнее переплести освещение и сам дизайн интерьера, тем самым сделав свое жилище комфортным местом для себя и под себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *